Муниципальное бюджетное дошкольное учебное заведение г. Керчи Республики Крым " Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 46 "Солнышко".

 





Страничка тифлопедагога

 

Зрение и питание

Функция глаз значительно ухудшается при неправильном питании. Ведь сила глазных мышц зависит от питательных веществ приносимых кровью. Поэтому люди с ослабленным зрением должны особенно заботиться полноценности своего меню.

При плохом зрении прежде всего необходимы витамины группы А, В1,В2,В6,В12 и С. Основные поставщики витамина А-печень животных и трески, желток, сливки, слив, масло, рыбий и китовый жиры, сыр «ЧЕДДЕР». Выработке его в организме способствует каротин, который содержится в моркови, сладком перце, облепихе, шиповнике, зеленом луке, петрушке, абрикосах, сыром шпинате, салате, плодах рябины. Морковь хорошо усваивается вместе с жирами, поэтому перед тем как выпить морковный сок, целесообразно съесть бутерброд с маслом. Ежесуточно человеку необходимо 1,5-2,5мг витамина А.

Витамин группы В влияет на нервную систему, от состояния которой зависит и острота зрения.

Поставщики витамина В1 - мясо, печень, почки, ржаной хлеб, ячмень, пшеничные ростки, дрожжи, соевые бобы, картофель, стручковые растения. Человеку необходимо его 15 мг в сутки.

Витамин В2 влияет на все виды обмена, способствует превращению углеводов в энергию. Держит его в организме, приводит к кровообращению в ткани, обусловленному разрывом мелких кровеносных сосудов. Этот витамин предупреждает развитие катаракты. Он входит в комплекс лекарственных средств, применяемых при болезнях сетчатки и зрительного нерва. Витамином В2 богаты яблоки, дрожжи, зерна пшеницы, молоко, сыр, творог, яйца, орехи, мясо, печень. Суточная потребность в нем составляет 5мг.

Витамин В6 нормализует деятельность нервной системы. При его недостатке глаза быстро напрягаются и утомляются. Он содержится в дрожжах, молоке, печени, капусте, пшеничных ростках, зерновых культурах, желтке и рыбе. Этого витамина человеку нужно 2мг в сутки.

Витамин В12 принимает участие в кроветворении, образовании красных кровяных телец. В отличии от других витаминов он содержится в продуктах только животного происхождения- желтках, молоке, твороге, сырах, мясе, печени, рыбе. Усваивается этот витамин лучше всего со свеклой.

Витамин С регулирует окислительно-восстановительные процессы в организме, углеводный обмен, поддерживает проницательность капилляров на должном уровне. Его рекомендуют как профилактическое и общеукрепляющее средство. Дефицит этого витамина в пище может привести к деструкции тканей глаз, кровоизлиянием. Много витамина С в плодах шиповника (в 30 раз больше чем в апельсинах), рябины ( больше, чем в лимонах ), красном перце, шпинате, моркови, помидорах, картофеле, капусте и других овощах и фруктах.

В организме витамин С не вырабатывается, поэтому человек должен ежедневно получать его с пищей в количестве 70-100мг.

Мы недаром указываем точные суточные дозы необходимых витаминов. Не забывайте, что их избыток так же вреден, как и недостаток. Перенасыщение ими организма может обусловить поражение печени и органов дыхания, судороги, отложение солей.

Витамины легко разрушаются в неблагоприятных условиях. С и В2 растворяются в воде, окисляются в воздухе и разрушаются при нагревании. Поэтому овощи, содержащие их, не стоит долго кипятить. Лучше залить их кипятком и накрыть крышкой. Эти овощи нельзя готовить в железной и медной посуде.

Многим органам, в частности глазам, необходим калий. Больше всего его в яблоках и яблочном уксусе, несколько меньше - в петрушке, сельдерее, картофеле, дыне, зеленом луке, апельсинах, изюме, кураге, Для обеспечения организма этим микроэлементом достаточно утром выпить стакан воды с 1 чайной ложкой меда, а в течение дня- съесть салат с добавлением яблочного уксуса и растительного масла. На десерт можно приготовить тушеные или печеные фрукты с медом.

Отдавайте преимущество естественной, не подвергающейся кулинарной обработке пище - свежим овощам, фруктам, зелени, орехам, молочным продуктам. Исключите из рациона копчености и консервы.

 

Родителям будущих первоклассников

надо знать!

Чтение

Чтение — наиболее распространённая зрительная нагрузка. Именно в нём заложено больше всего вредных привычек, ведущих к ухудшению зрения.

Глаза во время чтения совершают быстрые движения с небольшой амплитудой вдоль строки и очень медленные, с ещё меньшей амплитудой — по вертикали.

Мышцы глаз, двигающиеся из стороны в сторону, нагружаются в достаточной степени, а те, что двигают глаз вверх-вниз, испытывают дефицит движений. Таким образом, одни мышцы пребывают в инертном состоянии, а другие быстро утомляются. Кроме того, при чтении глаза всё время сфокусированы на одну и ту же дистанцию, совершая незначительные повороты из стороны в сторону.

Между тем устранить описанные диспропорции довольно легко. Достаточно, прочитав несколько строк, оторвать взгляд от книги в течение 1-2 секунд посмотреть на какой-либо объект вдали.

Можно также во время чтения плавно двигать книгу или голову, чтобы расстояние между глазами и страницей часто менялось.

При длительном чтении меняйте угол, под которым лежит книга. Тогда глаза вместо того, чтобы совершать простые повороты из стороны в сторону, будут двигаться по диагонали.

Научитесь при чтении скользить взглядом не по буквам, а по белым полосками разделяющим строки. Они называются белыми строками. Это позволит избежать напряжения зрения при попытке разглядеть буквы. При перемещении взгляда по белым строкам расслабляются глаза со всеми видами аномалий.

 


 

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО УЛУЧШИТЬ ЗРЕНИЕ
Общие правила выполнения тренировочных упражнений для глаз
  1. Упражнения лучше всего начинать с простых движений, по­степенно увеличивая их сложность и скорость.
  2. Никогда не делайте усилий увидеть объект, кроме как в уп­ражнениях, где это особо оговорено Помните, что Вы можете усилием временно улучшить свое зрение, однако частое и дли­тельное напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.
  3. При выполнении упражнений следует помнить о том, что ра­ботающие мышцы интенсивно поглощают кислород. Восстановле­ние утомленной мышцы до нормы возможно только при условии достаточного поступления кислорода к тканям мышцы. Поэтому во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать.
  4. Глаз должен быть в постоянном движении — так предусмотре­но природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксирован­ное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно.
  5. Практически во всех упражнениях надо моргать. Не забывай­те об этом.
  6.  Во время выполнения упражнений (если это особо не оговорено) обязательно снимайте очки. Помните, что обычно люди, не носящие очки, улучшают свое зрение значительно быстрее и эффективнее. Поэтому старайтесь либо исключить ношение очков, либо уменьшить время их ношения. Кроме того, по мере улучшения зрения своевременно меняйте очки на более слабые. Конечно, не всем людям удается избавиться от очков, но все получают большую или  меньшую пользу от упражнений.
  7.  Ваше правило — делать упражнения понемногу, но чаще. При этом помните, что задача заключается не в исполнении формаль­ной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.
  8. Если один глаз у Вас сильнее, чем другой, то дайте более слабому глазу больше работы при помощи прикрытия более силь­ного глаза повязкой или ширмочкой.
  9. Временное улучшение зрения наступает быстро, но время на­ступления         постоянного  улучшения зрения будет разным для раз­ных людей.
  10. Дети на лечение реагируют обычно намного быстрее, их про­гресс более заметен.
  11. Любой метод который не дает видимых результатов после проведенного курса, должен быть исключен из Вашей программы или заменен другим.
  12. Помните: восстановление зрения — комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение диету, дыхание, объем бытовой зрительной нагрузки.
  13. Старайтесь, чтобы в Ваш личный комплекс входили упраж­нения всех типов. Составляйте себе комплексы упражнений на неделю и меняйте их, чтобы избежать скуки. Не смотрите на при­веденные упражнения как на догму. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в упражнениях, Вы можете без особых усилий придумать новые, не менее (а может быть и более) полез­ные упражнения.
  14. Мы не возражаем, если в конце концов в результате Ваших комбинаций и фантазий Вы остановитесь на определенном, свой­ственном только Вам, комплексе, который по Вашим субъектив­ным ощущениям дает наибольший положительный эффект как в виде повышения остроты зрения, так и снятия симптомов зри­тельного утомления и достижения состояния зрительного ком­форта.
  15. Чем больше и чаще Вы будете уделять время своим глазам, тем быстрее Вы ощутите эффект от домашнего лечения.Считает­ся, что для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо постепенно довести время однократной тренировки до 10-15 мин., начиная с 3-5 мин. При этом желательно проводить 2-3 тре­нировки в день.
  16. Один раз в неделю перечитывайте приведенные выше прави­ла и технику упражнения.
  17. По возможности воспользуйтесь помощ»чз офтальмолога для проверки Вашего зрения в динамике Обязательно осуществляйте самоконтроль в домашних условиях
Описание специальных тренировочных упражнений для глаз
Упражнение № 1. Массаж.
  1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза в течение 3-5 с. затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 7-8 раз.
  2. Выполняется сидя. Закрыть глаза и массировать их круговы­ми движениями пальцев в течение 1-2 мин.
  3. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки, затем через 1-2 с снять пальцы с век. Повто­рить 5 раз.
Упражнение № 2. Перефокусировка взора.

Поставьте перед лицом кончик указательного пальца на рассто­янии приблизительно 15 см. от своего носа и посмотрите на него. Затем переведите взгляд вдаль на любой объект, расположенный на расстоянии не ближе 6 м. от Вас. Помните, что расстояние 15 см. — среднее, главное — четко видеть кончик указательного пальца. Упражнение выполняется в двух вариантах — медленном и быстром. В первом случае обращается внимание на четкость фокусировки как на ближнем объекте, например, пальце, так и на дальнем. Торопливый перевод взгляда с пальца на объект и об­ратно, когда ни то, ни другое Вы не успеваете увидеть четкими, будет ошибочным исполнением, Конечно, в зависимости от состо­яния Вашего зрения, объекты могут быть видны недостаточно четко. В этом случае необходимо до обратного перевода взгляда успеть осознать, что Вы все же посмотрели на этот плохо види­мый объект, а не механически бросили взгляд в его сторону. Во втором случае упражнение по указанной методике выполняется в быстром темпе.

Одним из вариантов этого упражнения является ступенчатая ре­гулировка фокусировки глаза. В таком исполнении глаза сначала фокусируются на каком-либо ближнем объекте, например, книге, затем на объекте подальше, например, оконной раме, затем на еще более дальнем объекте, например, дереве за окном, и, нако­нец, на каком-либо объекте в бесконечности, на практике это расстояние' свыше 6 м. Выполнение четырех ступеней упражне­ния считается вполне достаточным. Когда Вы дойдете до самого дальнего объекта, вернитесь назад в обратном порядке. Не забы­вайте про дыхание, а также обязательный отдых глаз после про­ведения упражнения.

Упражнение № 3. Сведение глаз.

Тренирующийся следит за движением карандаша при перемеще­нии его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к перено­сице и по 10 раз — перед каждым глазом. Чем больше приблизит­ся ближайшая точка, тем эффективнее упражнение.

Упражнение № 4. Письмо.

Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв или слов открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написанных букв, например, написание слов на всю про­тивоположную стену до минимального написания слов на предме­те, отстоящим от глаз на расстоянии 33 см. Что именно писать? Можно вспомнить алфавит, названия городов, имена и так далее.

В целом, чем больше размах движений глаз, тем выше эффект уп­ражнения. Рекомендуется чередовать письмо с легким массажем глаз пальцами через закрытые веки.

Упражнение № 5. Чтение на расстоянии.

Установите книгу (журнал) на достаточно освещенном месте, по­дойдите к ней на расстояние хорошей видимости и, читая текст, медленно отходите, стараясь удержать расплывающиеся буквы. При затуманивании текста, когда Вы почувствуете, что невозмож­но читать, следует сразу же приблизиться ровно настолько, чтобы он был опять различим. Указанный цикл повторяется многократ­но. При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напря­гать глаза. Показателем эффективности тренировок будет увели­чение расстояния до книги, при котором еще возможно чтение.

Упражнение № 6. Перемещение.

Установите книгу или журнал на достаточно освещенном месте, подойдите к ней на расстояние хорошей видимости и зафиксируй­те одну з букв на строке. После из этого медленно отходите на расстояние, с которого строка заведомо не видна. При этом Ваша задача — стараться удержать в сознании максимально долго яс­ное изображение выбранной буквы. При затуманивании послед­ней следует возвратиться в исходное положение. Указанный цикл повторяется многократно. Периодически останавливайтесь на предельном расстоянии и подносите палец к глазам из невидимой зоны, например, от груди, на расстояние 3-5 см., фиксируя на нем взгляд, и затем постепенно отдаляя его в сторону книги. Взгляд следует за пальцем и в конце концов переносится на кни­гу.

При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напрягать глаза.

Упражнение № 7. Часы.

Представьте, что Вы стоите близко к большим настенным часам, центр которых расположен прямо перед Вашими глазами. В нача­ле упражнения взгляд устремлен в центральную точку. Затем, не поворачивая головы, бросьте взгляд на любую из цифр на цифер­блате, а затем так же быстро вернитесь в центр. Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и вернитесь в центр. В целом необ­ходимо «обойти» по данной методике весь циферблат соответст­венно по и против часовой стрелки.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнение 1. Моргайте на каждый вдох и выдох (моргание по­лезно при всех видах нарушения зрения).

Упражнение 2. Исходное положение — стоя, голову держать пря­мо. Посмотреть вверх, вниз не изменяя положения головы.

Упражнение 3. Исходное положение — стоя.

Указательный палец правой руки держать перед носом на рас­стоянии 25-30 см. Смотреть на палец в течении 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — стоя. Вытянуть руку впе­ред, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Упражнение 5. Посмотреть вправо, затем влево двигая каждый раз головой в том же направлении, что и глазами (но ни в коем случае не наоборот).

Упражнение 6. Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маят­нику. Глаза при этом должны быть закрыты, а глазные яблоки дви­гаться вместе столовой.

Упражнение 7. Попытайтесь подражать походке слона с раска­чиванием, Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза при этом вправо, а затем наоборот.

Упражнение 8. Считайте с нерегулярными интервалами и мор­гайте на каждый счет. Повторить в течении 10-15 сек.

Упражнение 9. Посмотрите в зеркало на свой правый глаз и моргните, затем в левый. Повторите 5-6 раз.

Упражнение 10. Перебрасывая из рук в руки мячик моргайте при каждом касании его руками. Сделайте 10 бросков.

Упражнение 11. Поднять взгляд к потолку не поднимая головы и не двигая телом. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 12. Поворачивайте глаза из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. Повторите 5-6 раз не спеша.

Упражнение 13. "Письмо носом". Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. После того, как откроете глаза, зрение станет четче, снимется напряжение мышц в области глаз.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ГЛАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не пово­рачивая головы.

Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.

Упражнения выполняйте сидя, повторяя каждое 3-4 раза с ин­тервалами 3-4 минуты. Общая продолжительность занятий 10-15 минут. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с откры­тыми, но и с закрытыми глазами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УТОМЛЕННЫХ ГЛАЗ

Упражнение 1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения

и расслаблению мышц глаза.

Упражнение 2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течении 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 3. Выполняется стоя:

  1. — смотреть прямо перед собой 2-3 секунды;
  2. — поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз;
  3. — перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5

сек.;

  1. — опустить руку.

Повторять 10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зри­тельную работ, на близком расстоянии. Те, кто пользуется очка­ми, выполняет это упражнение не снимая их.

Упражнение 4. Выполняется сидя:

  1. — закрыть веки;
  2. — массировать их круговыми движениями пальца в течении 1 мин. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнение 5. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2 сек. снять пальцы с ве­ка. Повторить 3-4 раза.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.


Литература: Номенклатурно-правовое обеспечение организации начальной школы - детского сада для детей с нарушением зрения и научно-методические рекомендации / Л. И. Плаксина . – Москва : Город.

 

 

 

 

 



 

Требования к книгам при обучении чтению ребенка 5—6 лет

 

  • Гпаза ребенка этого возраста еще находятся в развитии: постепенно перестраиваются зрительные функции, совершенствуются глубинное зрение, стереоскопическое восприятие и способность различать цвета. А родители спешат, стремясь к тому, чтобы ребенок научился читать как можно раньше и читал как можно больше. В итоге формирование зрительного аппарата у детей происходит на фоне значительных нагрузок на глаза. Одной из мер профилактики напряжения зрения является выбор адекватной по оформлению книги.
  • При выборе книги для обучения чтению необходимо помнить о том, что её оформление должно соответствовать возрастным возможностям ребенка. Для маленьких детей чтение — очень большая нагрузка. Навык у ребенка еще не сформирован, и он не может, как это делают взрослые, скользить взглядом вдоль строки, быстро схватывая суть. Он рассматривает каждую букву отдельно, причем не целиком, а по частям, затем распознает, осмысливает и, наконец, произносит вслух. На следующем этапе (букве или слоге) все повторяется. Время от времени взгляд ребенка возвращается немного назад, чтобы уточнить информацию. При этом ему еще надо удержать взгляд на одной строчке, что не так-то просто, — ребенок быстро устает, внимание рассеивается, и вот строчка уже потеряна, а в конце строки надо переходить на следующую. Долгая зрительная работа на близком расстоянии не соответствует физиологии 5—6-летних дошкольников: большинство детей в этом возрасте дальнозоркие. Преломляющая сила оптической системы глаза формируется у ребенка к 7—8 годам. Поэтому при чтении глаза постоянно находятся в напряжении. Облегчить малышу восприятие напечатанного текста и преодолеть трудности может книга, в которой соблюдены следующие требования:
  •         бумага должна быть белой, хо-рошего качества, на фоне которой контрастно выделяются черные буквы;
  •         шрифт четкий, разборчивый, с ясно выраженными внутрибуквенными просветами. Лучше, если все элементы букв будут одинаковой толщины и без декоративных излишеств;
  •         оптимальная высота строчных букв — 3,5 мм. Чересчур большие, как и маленькие буквы неадекватны для работы зрительной системы ребенка 5—6 лет;
  •         оптимальная длина строки в детской книге — 128 мм. При большей или меньшей длине строки дети делают много ошибок, быстро утомляются;
  •         оптимальный межстрочный пробел — 2,8 мм;
  •         желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста (ребенок будет меньше отвлекаться при чтении).

 

 

Посадка ребенка при зрительной работе

 

  • Когда ребенок сидит, то он испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Особенно трудно удерживать голову при зрительной работе за столом с горизонтальной поверхностью. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, ребенок очень часто принимает неправильную позу, наклоняясь близко к поверхности стола. Это приводит к тому, что мышцы глаз начинают перенапрягаться. В процессе длительной работы такое перенапряжение приводит к формированию близорукости.
  • Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении или с легким наклоном вперед (15—20° от вертикали), голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.
  • Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно должно составлять 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

 


Дошкольная педагогика / Август / 2013